Интегрированный проект

                           Выбери свой путь к успеху !

 

Опубликован в  журнале «Школьный психолог» №15, Издательский дом «Первое сентября» Сентябрь, 2006 г

 

 

Авторы

Капитонова Ольга Анатольевна, педагог-психолог МОУ «СОШ №3»

Бурцева Елена Борисовна, учитель информатики МОУ «СОШ №3», преподаватель Межшкольного учебного комбината в группе «Пользователь персонального компьютера»

Предметы: психология и информатика.

Идея проекта

Школа стоит на пороге поэтапного введения нового федерального базисного учебного плана. Девятиклассники будут проходить предпрофильную подготовку. Выпускники основной школы оказываются перед необходимостью совершения выбора дальнейшего направления собственной деятельности. Ребятам впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого будет зависеть их дальнейшая судьба, их путь к успеху. И в этом им нужно помочь. Целью предпрофильной подготовки становится оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в осознанном самостоятельном выборе образовательного маршрута. Для этого в нашей школе разработана программа социально-психологического сопровождения, которая включает в себя пропедевтику и обучение, консультационную работу и  диагностику.

Важное место в оказании помощи при выборе дальнейшего маршрута образования занимает психодиагностика профессиональной направленности и способностей личности. Один из методов изучения личности – тестирование. Традиционный способ организации исследования (заполнение бумажных бланков с тестами и обработка полученных результатов вручную) занимает много времени. Решить проблему оптимизации процесса тестирования помогают информационные технологии. Материалы проекта готовятся к публикации на сайте в Интернете.

Типология проекта

1.      По доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, исследовательский.

2.      По предметно-содержательной области – межпредметный.

3.      По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией.

4.      По характеру контактов – внутренний.

5.      По количеству участников – коллективный: психолог, учитель информатики, учащиеся.

6.      По продолжительности выполнения – долгосрочный.

 

 

Цели проекта:

 
 

·        актуализация процесса личностной и профессиональной ориентации и самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности;

 

 

·        формирование умения работать с поступающей информацией (уметь собирать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать обобщения, сопоставлять, устанавливать статистические закономерности);

 

 

·        расширение информационно-ресурсного обеспечения учебно-воспитательного процесса за счет Интернет ресурсов;

 

 

·        применение компьютерных технологий и разработка программного обеспечения, позволяющих усилить мотивацию на учение, помогающих учащимся овладеть широким спектром способов полноценного усвоения знаний (организация учебного исследования, формирование устойчивых навыков умственного труда, приобретение практических навыков).

 

 

Описание проекта.

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Направление деятельности

Формы работы

Целевые группы

Пропедевтическое и обучающее.

Цели:

-         познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах;

-         развитие профессиональных интересов, склонностей, способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения;

-         обучение основам выбора профессий.

-         Программа тренинговых занятий «Я в мире профессий» (Приложение 1)

9 классы

-         Занятия по программе «Развиваем интеллектуальное здоровье или Школа мудрецов».

7 классы

 

-         Психолого-педагогическое просвещение в школьной газете «За партой» (Приложение 2).

Учащиеся старших классов

Консультационное.

Цели:

-         актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения учащихся;

-         повышение психологической компетенции учащихся;

-         ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации.

1.       Групповые и индивидуальные консультации по результатам компьютерной диагностики, вопросам самоопределения школьников.

2.       Консультирование по результатам углубленной диагностики учащихся.

Учащиеся 8 классов и их родители

1.       Индивидуальные консультации по изучению личностных особенностей учащихся, специфики их учебной деятельности, разрешению проблемных ситуаций.

2.       Индивидуальные консультации по организации профориентационной работы.

Педагоги и родители

Диагностическое.

Цели:

-         Содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;

-         Выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса.

1.       Компьютерная диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов «Профессиональный тест» (Приложение 3).

8 классы

2.       Анкетирование «Что я хочу получить от тренинга «Я в мире профессий»?»

3.       Изучение приоритетов подростков, различных жизненных ценностей (метод самооценки)

9 классы

4.       Углубленная индивидуальная диагностика по запросу учащихся и их родителей.

8 – 11 классы

 
 
 

Приложение 1.

Программа тренинговых занятий «Я в мире профессий»

Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

Часто бывает так: окончив профессиональное учебное заведение и начав работать, люди понимают, что это совсем не то, о чем они мечтали. По данным социологического опроса, примерно 56% молодежи из-за незнаний правил выбора профессии, отсутствия опыта избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, убеждениям. А это влечет за собой разочарование, кризисы нереализованности, бесперспективности.

Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.

Во время занятий молодые люди смогут:

·        изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;

·        получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;

·        получить информацию о правилах выбора профессии;

·        определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9-х классов. Состоит из 6 занятий, которые будут проводиться 1 раз   в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.

Продолжительность занятий. Примерно 35 – 45 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе – 10-15 человек. Рекомендуется проводить занятия, усаживая детей в круг. Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

Источники программы. И.Кабина, Т.Радзик. Тренинг для подростков «Я в мире профессий».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

 

Тема занятия

Кол-во часов

1. 

Палитра моих способностей, склонностей, интересов.

1

2. 

Мои жизненные ценности.

1

3. 

Знакомство с миром профессий.

1

4. 

Стратегия и правила профессионального выбора.

1

5. 

В мире профессий «по компасу».

1

6. 

Я выбираю профессию, или Составление профессиограммы.

1

 

Всего:

6 часов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.

  2. Климов Е.А.  Введение в психологию труда. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.

  3. Пряжников Н.С.  Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

  4. Пряжников Н.С.  Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.

  5. Резапкина Г.  Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов./ Школьный психолог, № 4, 1999.

  6. Шевандрин Н.И.  Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.

 

 

Примерные  ЗАНЯТИЯ.

 
 

ЗАНЯТИЕ 1.

1.     Вводная беседа.

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах занятий. Принимаются правила работы в группе.

2.     Знакомство.

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

3.     Игра «Самая-самая».

Участники делятся на две команды. Каждой команде дается следующая инструкция:

Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые по вашему мнению в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика – самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми денежными?

Участникам предлагаются следующие характеристики:

·       Самая зеленая профессия;

·       Самая сладкая профессия;

·       Самая денежная профессия;

·       Самая волосатая профессия;

·       Самая детская профессия;

·       Самая неприличная профессия;

·       Самая смешная профессия;

·       Самая общительная профессия;

·       Самая серьезная профессия.

Каждая команда дает свои варианты ответов.

4.     Анкета.

Участники заполняют следующую анкету.

Что бы вы хотели получить от тренинга:

·       Проверить свои способности;

·       Получить подробную информацию об учебных заведениях;

·       Определить свои склонности к определенному виду деятельности;

·       Подробнее узнать о мире профессий;

·       Получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;

·       Другое.

5.     Ознакомление учащихся с результатами изучения профессиональных склонностей и интересов, проводившегося в классе.

6.     Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2.

1.     Игра «Как здороваются представители разных профессий».

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:

Вам надо изобразить при помощи мимики и жестов, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.

Для выполнения данного упражнения участникам раздаются карточки с названиями профессий.

2.     Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.

Участники получают бланк к данному опроснику.

 Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них наиболее важна, а какая – менее. К начальному баллу (10) более важной ценности участникам необходимо прибавить 1, а из начального бала наименее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.

Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

3.     Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3.

1.     Игра «Ценностные ориентации».

Ведущий: На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.

Предлагается перечень стереотипов и ценностных ориентаций.

2.     Беседа «Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову».

3.     Игра «Классификация профессий по типам».

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников – классифицировать профессии по типам.

4.     Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4.

1.     Игра «Соотнесение профессий со школьными предметами».

Участники делятся на 2 группы. Командам надо перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.

2.     Теоретический блок. Правила выбора профессии.

·       Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы живете.

·       Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.)

·       Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.

·       Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.

·       Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).

·       Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.

·       При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.

·       При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.

·       Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

3.     Упражнение «Профессия – учебное заведение».

Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где их можно приобрести – в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

4.     Упражнение «Профессия – медицинские противопоказания».

Ведущий называет профессии, а команды – медицинские противопоказания для данной профессии.

5.     Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5.

1.     Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии».

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

2.     Теоретический блок.

Ошибки и затруднения при выборе профессии.

·       Отношение к выбору профессии как к выбору жизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.

·       Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.

·       Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.

·       Перенос отношения к представителю какой-либо профессии на саму профессию.

·       Увлечение только внешней или какой-либо другой частной профессии.

·       Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.

·       Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.

·       Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.

·       Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

 

3.     Знакомство со схемой.

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С.Пряжниковым.

 

4.     Упражнение «Закодируй профессию».

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать профессию по предлагаемой схеме анализа профессий. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

5.     Обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6.

1.     Игра в профессии.

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

2.     Теоретический блок. Что такое профессиограмма?

Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.

Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:

·       Название профессии.

·       Вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный).

·       Предмет и продукт труда.

·       Знания и умения, необходимые для выполнения работы.

·       Условия работы.

·       Медицинские противопоказания.

·       Требования к человеку.

·       Пути получения профессии.

3.     Упражнение. Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

4.     Заключительная анкета.

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.

·       Что вам понравилось на тренинге (занятиях)?

·       Что вам не понравилось на тренинге (занятиях)?

·       Стали ли вы лучше понимать себя?

·       Определились ли вы в выборе профессии?

·       Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

 
 
 

Приложение 2.

Психолого-педагогическое просвещение в школьной газете «За партой»
 
 

"За партой" №5 - 2005

Отрывок из сочинения Мишиной Екатерины,

11 «А»,  – победителя городского конкурса сочинений «Моя будущая профессия».

Профессиональное ориентирование играет важную роль в жизни молодого человека. Чем раньше ребёнок определяется с выбором будущей профессии, тем лучше, хотя сделать это с каждым днём становится всё сложнее и сложнее. Востребованность тех или иных специалистов на рынке труда часто успевает измениться к тому моменту, когда необходимо делать выбор, и даже за те несколько лет, которые человек тратит на обучение в вузе. Поэтому так трудно предугадать, будет ли высокооплачиваемой любимая работа. Главное, чтобы она была любимой.

            Я считаю, что выбирать будущую профессию нужно исключительно исходя из собственных убеждений, увлечений. Нужно идти от сердца.

Своей «родной» профессией, даже призванием, я считаю журналистику.

Термин «журналистика» происходит от французского journal (дневник, газета) и соответствует немецкому journalistic и английскому journalism. Люди начали заниматься сбором и распределением информации, в основном в устной форме, еще в глубокой древности. В печатных же формах журналистика возникла и быстро прогрессировала с начала 17 века. Во второй половине 19 - начале 20 веков с изобретением фотографии и кинематографа появились фото- и киножурналистика. С 20-х годов 20 века на основе достижений радиотехники развивается радиожурналистика, а с 40-х годов – тележурналистика.

Серьёзно задумалась о возможности выбора этой профессии пару лет назад. Решила узнать о ней больше. Естественно, полное представление можно получить только в процессе работы. Случилось так, что летнюю практику я проходила в муниципальной телерадиокомпании «Алексин» по специальности телерадиожурналист. Кроме того, я настолько увлеклась этой работой, что срок её продлился до конца летних каникул. По мере возможностей, я и сейчас участвую в подготовке телепередачи «Новости Алексина», стараюсь выпускать хотя бы по одному сюжету в месяц.

Именно благодаря интересному занятию я считаю прошедшее лето самым счастливым в моей жизни. Уйма впечатлений, круговорот событий, много новых людей и ни часа скуки!

В журналистскую жизнь я окунулась сразу, без подготовки. В первый рабочий день была оператором на телефоне в прямом эфире радиопередачи «Говорит Алексин». Второй день – я на телестудии. Мне поручают одно из самых сложных заданий – уличный репортаж, да и тема не из лёгких: «Всемирный день отказа от курения». Оператор, камера, микрофон в руках. С детской наивностью я вежливо обращаюсь к первому прохожему с предложением сказать несколько слов для «Новостей Алексина». Каково же было моё удивление, когда я обнаружила, что разговаривать на улице с «телевизионщиками» никто не желает. Да, пришлось тогда потрудиться! Из 20-25 человек опрошенных только пятеро ответили мне, а желание общаться я увидела, пожалуй, лишь у одного из них. Однако самое главное в первом опыте – не опустить руки. Мне же, напротив, дебютный сюжет придал сил, тем более что его нельзя назвать неудавшимся. Редактор был в восторге, когда увидел, с какой энергией, жизнерадостностью, упорством и даже настойчивостью я продолжаю добиваться ответа на мой вопрос, хотя давать его мне никто не спешит.

…..     

В процессе работы со мной случалось много других интересных случаев, и о них можно рассказывать ещё очень долго. Надеюсь, много  интересного ждёт меня впереди. Однако я не тешу себя иллюзиями о лёгкой работе. Мне знакомы журналистские будни и многие трудности этого занятия. Но, тем не менее, профессии лучше я не знаю, и сделаю всё для того, чтобы достичь своей цели.

 

 

 
 

"За партой" №8 - 2006

Советы выпускникам 

 

      Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

      Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.

      Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

      Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

      Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем, желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

      Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в среднем  на задание в части А уходит по 2 минуты).

      Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

      Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

По материалам газеты «Школьный психолог»

 

 
 

Приложение 3.

Компьютерная диагностика личностных особенностей, профессиональных склонностей и интересов «Профессиональный тест» 

Excel позволяет оперативно составлять разнообразные тесты по любой теме, анализировать и наглядно отображать полученные результаты. Кроме того, электронные таблицы можно интегрировать с другими офисными технологиями, например с PowerPoint. Возможности электронных таблиц использовала  ученица 11 класса Романова Екатерина при подготовке к экзамену за курс «Пользователь персонального компьютера». В помощь психологу школы она разработала творческий проект «Проф. тест». За основу была выбрана методика американского психолога Дж. Холланда «Самонаправленный поиск», которая в русскоязычном варианте носит название «Опросник профессиональных предпочтений». Для создания тестирующей программы Катя использовала Excel, а для описания типов профессий – PowerPoint.

Готовую программу Катя использовала для исследования профессиональных предпочтений восьмиклассников нашей школы. В назначенное время ребята приходили в компьютерный класс, где было организовано компьютерное тестирование. Таким образом, каждый участник исследования смог соотнести свои склонности, способности и интересы с различными конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере. Сразу после тестирования  каждый смог посмотреть слайд-шоу о том типе людей, к  которому он относится, а домой забрать листок с  описанием своего типа, чтобы посоветоваться с родителями, побеседовать с психологом о предстоящем выборе профессии.

 

Романова Екатерина, 11 «А», проект «Проф. тест», 2005

 

 
 

Типология проекта.

1.      По доминирующей в проекте деятельности – практико-ориентированный, исследовательский.

2.      По предметно-содержательной области – межпредметный.

3.      По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией.

4.      По характеру контактов – внутренний.

5.      По количеству участников – индивидуальный.

6.      По продолжительности выполнения – долгосрочный.

Цели проекта.

Общеучебные:

·        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

·        формирование умения работать с поступающей информацией;

·        привитие исследовательских навыков;

·        получение опыта публичных выступлений.

По информатике:

·        сформировать навыки обработки, сортировки информации;

·        обучить работе с электронными таблицами (ввод, редактирование и обработка данных в ЭТ; основные объекты в ЭТ и операции над ними; различные форматы представления данных в ячейках; встроенные функции; гиперссылки);

·        показать, что ЭТ – лучшее средство для подсчета общих и среднестатистических данных, наглядного представления информации в различных формах; показать, что одни и те же данные могут быть представлены в разных формах;

·        научить интерпретировать и анализировать данные, в том числе представленные в графической форме и диаграммы;

·        научить иллюстрировать обработанный материал посредством презентации PowerPoint;

·        проводить исследования, используя собственную программу.

График работы над проектом.

Сроки

Наименование работы

Май

Знакомство с правилами оформления проекта, общими требованиями на экзамене,  тематикой проектов предыдущих лет. Выбор темы, определение практической направленности готового проекта.

Сентябрь

Подбор необходимого материала.

Октябрь

Построение схемы модели проекта. Разработка сценария и синтез модели проекта. Собеседование (определение полноты и глубины материала по выбранной теме).

Ноябрь

Выбор технологии и формы представления информации.

Декабрь - февраль

Разработка компьютерной модели проекта.

Март

Практическое применение разработанного проекта (диагностика профессиональных интересов и направленности личности учащихся 8 – х).

Апрель

Обработка результатов тестирования. Предзащита творческого проекта.

Май

Экзамен – защита творческого проекта.

Описание проекта.

План:

I       Выбор темы и постановка проблемы.

II      Анализ объекта.

III     Схема модели проекта «Проф. тест».

IV     Разработка сценария и синтез  модели

V      Технология и форма представления информации

VI     Синтез компьютерной модели объекта

VI.1       Стадия 1. Подготовка материала для работы.

VI.2       Стадия 2. Создание тестирующей программы в среде Excel

VI.2.1        Алгоритм создания Титульного листа

VI.2.2        Алгоритм создания электронных бланков

VI.2.3        Алгоритм создания ИНСТРУКЦИЙ

VI.2.4        Алгоритм создания ЛИСТА  РЕЗУЛЬТАТОВ

VI.3       Стадия 3. Создание Презентации

VII        Результаты диагностики профессиональных интересов и направленности личности учащихся 8 – х классов.

VIII       Используемая литература

I           Выбор темы и постановка проблемы.

Люди начинают задумываться о будущей профессиональной карьере ещё учась в школе. И если выбор будет сделан правильно, то человек добьётся успехов в жизни и будет счастлив. Но как же не ошибиться, как выбрать именно ту профессию, которая принесёт радость в жизни, которая всегда будет востребована обществом?

Первый опыт в выборе профессии у меня уже есть.  Информационные технологии очень актуальны в современном обществе. Поэтому я учусь на пользователя персонального компьютера. На занятиях мы изучали приложения Microsoft Office: графический редактор Paint, текстовый редактор Word, электронные таблицы Excel, мастер создания презентации Power Point и многое другое.

При помощи этих приложений я разработала мультимедийный проект по профориентации. Электронные тесты помогут ребятам исследовать свои способности и интересы. Отвечая на вопросы теста, восьмиклассники задумаются о своих потребностях, склонностях, а компьютерная программа соотнесёт их ответы с различными конкретными профессиями и даст возможность посмотреть соответствующую презентацию.

 Таким образом, тестируемый получит ответ на самый трудный вопрос в жизни: «Кем быть?». И всё то в течение часа.

Я думаю, что мой проект будет  интересен для большинства старшеклассников.

Восьмиклассникам «Проф. тест» поможет выбрать профильные спецкурсы.

Психологу не придется тратить много времени на обработку результатов тестирования.

Педагогам – узнать образовательные потребности учеников и запланировать соответствующие элективные курсы.

Выпускникам – правильно выбрать свой дальнейший профессиональный путь.

 

II        Анализ объекта.

Мой  проект «Проф. тест»  состоит из электронной книги (23 листа, связанных гиперссылками) и 5 презентаций.

Первый лист – титульный, предполагает ввод данных о тестируемом (фамилия, имя, класс). 2, 9, 16 – содержат инструкции о прохождении теста. 3-8, 10-15, 17-22 – листы, которые содержат электронные бланки теста. 23 лист содержит информацию о результате тестирования. Для перемещения от 1-го листа книги к 23-ему организованы гиперссылки в виде красных прямоугольников.

Из электронной таблицы осуществляется вызов презентаций, которые содержат сведения о предпочитаемых видах деятельности, о способностях, о личных качествах, о предпочитаемом окружении, о хобби и о профессиях, соответствующие данным типам.

III    Схема модели проекта «Проф. тест»

IV     Разработка сценария и синтез  модели

Исходя из анализа рассмотренных отдельных объектов, можно предположить следующий сценарий мультимедийного проекта.

Работа с проектом «Проф. тест» начинается с титульного листа, в который нужно ввести данные о себе: фамилию, имя, класс. С титульного листа есть переход на инструкцию, а    с нее – на электронные бланки. Затем старшеклассник отвечает на вопросы и  вводит цифру

1 в бланке ответов, если: вид деятельности нравится или вид умений может применять грамотно и компетентно или профессия интересует;

0 в бланке ответов, если: вид деятельности ему не нравится, не подходит или от него не в восторге или он не обладает этим видом умений и способностей или эта профессия не интересует.

Заполнив все бланки, старшеклассник выходит на лист результатов. Программа анализирует данные и определяет, к какому типу относится тестируемый. Появляется гиперссылка на соответствующую презентацию. Она рассказывает о предпочитаемом виде деятельности, способностях, личностных качествах, предпочитаемом окружении, типичном хобби, профессиях по данному типу.

V         Технология и форма представления информации

В данном проекте вопросы лучше всего представить в виде бланков эл. таблиц, а характеристику типов – в виде слайдов.

VI     Синтез компьютерной модели объекта

VI.1     Стадия 1. Подготовка материала для работы.

Материалы для проекта я подбирала вместе с психологом О.А.Капитоновой. Она предложила взять за основу методику исследования профессиональных предпочтений. На прилагаемой дискете находится вся текстовая информация.

VI.2     Стадия 2. Создание тестирующей программы в среде Excel

VI.2.1    Алгоритм создания Титульного листа

Цветовое решение может быть любым. (См иллюстрации.doc, Рисунок 3). Чтобы в программу случайно не внесли исправления во время тестирования, её нужно защитить паролем. Но блоки ячеек D11:H11, D13:H13, D15:H15 будут использованы для ввода информации тестируемым, поэтому с них должна быть снята защита. Это делается так:

1.      Выделить необходимые ячейки, удерживая клавишу Ctrl;

2.      Выбрать команду Сервис-Защита-Разрешить изменение диапазонов;

3.      Задать параметры защиты;

4.      Щёлкнуть кнопку Защитить лист

5.      Ок

В дальнейшем информация, содержащаяся в ячейках D11:H11, D13:H13, D15:H15, будет использована для учета результатов и вывода их на лист результатов. В ячейке L17 расположена гиперссылка для перехода на другой лист.

Для создания гиперссылки необходимо:

1.      Выделить ячейку L17;

2.      Выбрать команду Вставка-Гиперссылка;

3.      Выбрать Связать с: местом в документе;

4.      Ввести адрес ячейки L3;

5.      Указать лист, на который нужно перейти;

6.      Щёлкнуть кнопку Подсказка и написать Щёлкни;

7.      Ок

В ячейку А1 внесем формулу =СЕГОДНЯ(), для фиксации текущей даты.

Цветовое оформление выбрано в зелено-желтых тонах. Гиперссылка – красный прямоугольник.

VI.2.2    Алгоритм создания электронных бланков

Для того чтобы все бланки оформить одинаково, надо:

1.      Нажать клавишу Ctrl и удерживать ее;

2.      «Общелкать» левой кнопкой мыши ярлычки листов, в которых будут располагаться бланки;

3.      Оформить их.

После оформления бланков листы следует разгруппировать, нажав правой кнопкой мыши на ярлычки любого листа. Все они будут оформлены одинаково. Далее можно вводить вопросы, создавать гиперссылки и защищать листы от несанкционированного изменения данных. Разрешить изменение диапазона L3:L13, для внесения ответов тестируемым. (Смотри иллюстрации.doc, Рисунок 4)

VI.2.3    Алгоритм создания ИНСТРУКЦИЙ

(Смотри иллюстрации.doc, Рисунок 5)

Выделить ячейки B6:L9 и объединить их, выбрав команду Формат-Ячейки. На вкладке Выравнивание поставить «флажок» около объединение ячеек. Ок. Набрать текст инструкции. Оформить гиперссылку на следующий лист.

VI.2.4    Алгоритм создания ЛИСТА  РЕЗУЛЬТАТОВ

(Смотри иллюстрации.doc, Рисунок 6)

Для обработки результатов необходимо подсчитать количество положительных ответов «1» (Да) для листа Р-типа субтеста «Деятельности» и получить это число в ячейке В4. Для этого  внесем формулу =СУММ('2'!$L3:$L13).

То же самое следует проделать и с остальными листами: И, А, С, П, К-типа. Аналогично:

в ячейку С4 внесем формулу =СУММ('3'!$L3:$L13); в ячейку D4 внесем формулу =СУММ('4'!$L3:$L13); в ячейку E4 внесем формулу =СУММ('5'!$L3:$L13); в ячейку F4 внесем формулу =СУММ('6'!$L3:$L13); в ячейку G4 внесем формулу =СУММ('7'!$L3:$L13).

 Аналогичным образом обрабатываются ответы по субтесту «Способности»:

В ячейку B8 внесем формулу =СУММ('8'!$L3:$L13). В ячейку C8 внесем формулу =СУММ('9'!$L3:$L13). В ячейку D8 внесем формулу =СУММ('10'!$L3:$L13). В ячейку E8 внесем формулу =СУММ('11'!$L3:$L13). В ячейку F8 внесем формулу =СУММ('12'!$L3:$L13). В ячейку G8 внесем формулу =СУММ('13'!$L3:$L13)

Таким же образом обрабатываются ответы и по субтесту  «Карьеры»:

В ячейку B12 внесем формулу =СУММ('14'!$L3:$L13). В ячейку C12 внесем формулу =СУММ('15'!$L3:$L13). В ячейку D12 внесем формулу =СУММ('16'!$L3:$L13). В ячейку E12 внесем формулу =СУММ('17'!$L3:$L13). В ячейку F12 внесем формулу =СУММ('18'!$L3:$L13). В ячейку G12 внесем формулу =СУММ('19'!$L3:$L13)

Затем необходимо сложить все три числа, которые относятся к листам Р-типа и полученную сумму записать в ячейке В16. Для этого  внесем формулу =СУММ($B$4;$B$8;$B$12).

То же самое нужно проделать и по остальным листам: И-тип в ячейку В17 (=СУММ($E$4;$E$8;$E$12), А-тип в ячейку  В18 (=СУММ($C$4;$C$8;$C$12), С -тип в ячейку В19 (=СУММ($D$4;$D$8;$D$12), П-тип в ячейку В20 (=СУММ($F$4;$F$8;$F$12), К-тип в ячейку В21 (=СУММ($G$4;$G$8;$G$12).

Затем следует найти букву с самым высоким баллом. Для этого в ячейку В22 внесем формулу  =МАКС(B16:B21). Чтобы организовать гиперссылку, нужно узнать какой именно тип набрал максимальное количество баллов. Найдем разность между максимальной суммой и суммой каждого типа. Если разность будет равна нулю, то этот тип набрал наибольшее количество баллов. В ячейки D16, D17, D18, D19, D20, D21 соответственно внести формулы:

(=ЕСЛИ($B$22-B16=0;"Р"; );  =ЕСЛИ($B$22-B17=0;"И"; );  =ЕСЛИ($B$22-B18=0;"А"; );

=ЕСЛИ($B$22-B19=0;"С"; );  =ЕСЛИ($B$22-B20=0;"К"; ); =ЕСЛИ($B$22-B21=0;"Р"; ).

Таким образом, тестируемый узнает о результатах проф. теста. После заполнения всех электронных бланков, на экране появляется надпись «Реалистический тип» (или другой тип). Это и есть гиперссылка, которая откроет презентацию.

Чтобы организовать гиперссылку на презентацию необходимо в блок E16:N16 внести формулу =ЕСЛИ(D16="Р";ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Реалистический тип.ppt";"Реалистический  тип");" ").

Аналогично организованы и другие гиперссылки:

в блок E17:N17 внести формулу =ЕСЛИ(D17="И";ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Исследовательский тип.ppt";"Исследовательский  тип");" ");

в блок E18:N18 внести формулу =ЕСЛИ(D18=А;ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Артистический тип.ppt";"Артистический  тип");" ");

в блок E19:N19 внести формулу =ЕСЛИ(D19="С";ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Социальный тип.ppt";"Социальный  тип");" ");

в блок E20:N20 внести формулу =ЕСЛИ(D20="П";ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Предпринимательский тип.ppt";"Предпринимательский  тип");" ");

в блок E21:N21 внести формулу =ЕСЛИ(D21="К";ГИПЕРССЫЛКА("D:\Опросник\Конвенциональный тип.ppt";"Конвенциональный  тип");" ").

Для того чтобы скрыть строки (столбцы), в которых находятся расчетные формулы, необходимо:

1.      Выделить строки 1 – 15 (столбцы AD);

2.      Выбрать команду Формат-Строка (Столбец) – Скрыть.

VI.3     Стадия 3. Создание Презентации

Рассмотрим на примере создания презентации «Реалистический тип» (Смотри иллюстрации.doc, Рисунок 7 - 13)

Создать презентацию PowerPoint, из 7 слайдов. Первый слайд – титульный, все остальные содержат заголовок и текст.

Создание фона

Щелкнуть правой клавишей на слайде и выбрать Фон;

1.      Выбрать цвет фона (голубой и белый, диагональная штриховка);

2.      Применить ко всем;

3.      Ок.

Вставка надписи «Реалистический тип»

1.      Выбрать на Панели рисования кнопку WordArt;

2.      В коллекции выбрать горизонтальную, контурную надпись;

3.      Внести текст «Реалистический тип», Ок

4.      Установить надпись по центру.

Вставка текста

Набрать текст в соответствии с оригинальной методикой «Определение профессиональных предпочтений» (См. Описание.doc)

Переход между слайдами

1.      Выбрать команду Показ слайдов-Смена слайдов-Плавное угасание;

2.      Скорость перехода: быстро;

3.      Смена слайда: по щелчку;

4.      Применить ко всем слайдам.

Дизайн слайда: Изысканный

1.      Выбрать команду Показ слайдов-Эффекты анимации;

2.      Смена слайдов: Плавное угасание;

3.      Заголовок: Выезжание;

4.      Основная часть: Случайный.

Остальные презентации создаются аналогично.

VII Результаты диагностики профессиональных интересов и направленности личности учащихся 8 – х классов.

 

 
 

С целью оказания помощи учащимся 8 – х классов в определении своих личностных способностей, интересов и склонностей было проведено компьютерное тестирование.

Использовалась методика «Опросник профессиональных предпочтений (ОПП)». Компьютерный вариант этой методики разработан ученицей 11 класса нашей школы Романовой Екатериной.

В ходе тестирования ребята определяли свой тип личности и тип профессий, к которым у них есть склонности. Таких типов 6: предпринимательский, реалистический, социальный, исследовательский, конвенциональный, артистический.

Восьмиклассникам П-типа можно порекомендовать такие профессии: коммерсант, предприниматель, биржевой брокер, адвокат, страховой агент, менеджер. Значит, им нужно выбирать элективные курсы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­----_______________

Восьмиклассникам Р-типа подходят такие  профессии: плотник, картограф, фермер, инженер, лесничий, пилот, милиционер, ветеринар, водитель, сварщик.

Значит, им нужно выбирать элективные курсы ­­­­­­­­­­­­­­­­­­----_______________

 Профессии С-тип: учитель, воспитатель, работник сферы здравоохранения, социальный работник, психолог, священнослужитель.

Профессии И-типа: археолог, конструктор, биолог, астроном, кинорежиссер, а так же профессии, связанные с компьютером, научной деятельностью, работа для такого человека на первом месте.

Профессии К-типа: бухгалтер, кассир, счетовод, банкир, секретарь.

Профессии А-типа: артист, архитектор, скульптор, дирижер, фотограф, учитель музыки, директор музея.

 

В обследовании участвовало 64 ученика 8 – х классов.

Класс

П

Р

С

И

К

А

8-А

6

2

1

3

1

3

8-Б

7

2

6

-

1

1

8-В

6

4

4

3

2

5

8-Г

3

2

1

-

1

-

Всего

22

10

12

6

5

9

Список литературы

1.      Воробьев А.Н., Сенин И.Г., Чирков В.И. (авторы адаптации). Психологический инструментарий «Опросник профессиональных предпочтений»

Руководство/ 3-е издание. – М.: «Когито-Центр», 2001. – 20 с.

2.      Опросник профессиональных предпочтений «Тестовая тетрадь»:

НПЦ «Психодиагностика», 1997

3.      Информатика. 10-11 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб: Питер Ком, 1999.

4.      Внеклассная работа по информатике. Сборник заданий с решениями. Приложение к газете «Первое сентября». Д.М.Златопольский. 2001г.